Важное Людмила Гулякевич: «Беларусь за годы независимости создала уникальную модель политического устройства» 26.10.2022 234 Redactor Комментариев нет Беларусь за годы независимости создала уникальную модель политического устройства. В нашей стране есть традиционные для демократических государств институты власти, а сама власть по общепринятым канонам разделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Наше национальное законодательство соответствует международным правовым актам. Но одновременно с этим в Беларуси выведен на совершенно новый уровень принцип народовластия. Аналогов правового регулирования порядка формирования и деятельности высшего представительного органа, каким будет ВНС, в международной практике нет. Это наш уникальный национальный правовой опыт, имеющий при этом исторический прообраз — народное вече. Уходящую в глубину веков традицию народного вече в середине 1990-х решили адаптировать к современным требованиям. Так возникла и реализовалась идея Всебелорусского народного собрания. Символично, что именно с первого Всебелорусского народного собрания 1996 года в нашей стране начались существенные изменения. В частности, была выдвинута инициатива по изменению действующей на тот момент Конституции, которая требовала детальной проработки. По сути ВНС стало высшей степенью проявления народной демократии. Оно объединяет представителей всех регионов, слоев нашего общества, позволяет услышать голос большинства жителей Беларуси. Это очень важно для профсоюзов, потому что наши активисты избираются делегатами Всебелорусского народного собрания, что дает уникальные возможности вносить предложения и участвовать в решении государственных задач. Важно, что решения ВНС будут обязательны для выполнения. Это существенно повысит их значимость и действенность. Еще одно значительное изменение – периодичность собраний: не раз в пять лет, а ежегодно, что намного эффективнее для выработки стратегических направлений развития государства и общества. Особый статус Всебелорусского народного собрания — важная часть политической реформы, которая направленна на укрепление государственности и вовлечение представителей трудовых коллективов и общественности в формирование внутренней и внешней политики, будущего нашей страны. Напомним, что придание Всебелорусскому народному собранию конституционного статуса Федерация профсоюзов поддержала полностью. Национальный профцентр активно участвовал в подготовительном процессе по внесению изменений в Конституцию. Представители профсоюзов, входящих в ФПБ провели тысячи диалоговых площадок, «круглых столов», встреч в трудовых коллективах. Целая глава действующей Конституции посвящена новому субъекту политики – Всебелорусскому народному собранию. Но справедливо ли его считать совершенно новым? «На протяжении более четверти века этот институт зарекомендовал себя настоящим народным вечем. Он уже есть, мы ничего не выдумываем, пришло время сделать его конституционным, – еще не так давно отмечал Александр Лукашенко. – У нас их было шесть, и в трудные периоды это народное вече спасало нашу страну, вразумляло тех, кто хотел разрушить наше государство». «Скажите, что плохого в том, что важнейшие государственные решения, курс развития страны предлагается определять именно на Всебелорусском народном собрании? Какой еще более демократичный путь может быть? – высказал свое мнение председатель ФПБ Михаил Орда. – Даже в так называемых продвинутых демократиях у общественных объединений нет такого механизма. Власть может к ним прислушиваться, а может и нет. У нас же благодаря ВНС появляется возможность прямого участия общественных объединений, а значит, и представителей трудовых коллективов, молодежи, ветеранов, женщин в принятии важнейших вопросов. Для людей это очень важно. Поэтому придание ВНС конституционного статуса – это однозначно большой шаг вперед. В первую очередь с точки зрения развития гражданского общества». При подготовке законопроекта о ВНС решались три основные задачи. Первая — закрепить такой механизм формирования ВНС, который обеспечивал бы, с одной стороны, авторитет, профессионализм и эффективность работы делегатов ВНС, с другой — легитимность собрания, то есть признание обществом принимаемых собранием решений за счет представительства делегатов от всех ветвей власти, от местных советов депутатов, от гражданского общества. Порядок избрания делегатов от местных советов депутатов и гражданского общества должен быть максимально простым — исключены сложные многоступенчатые процедуры, чтобы лишний раз не вовлекать ЦИК и суды в рассмотрение жалоб. Еще на стадии работы Конституционной комиссии был определен подход — не превращать формирование ВНС в еще одну электоральную кампанию. Вторая задача — определить порядок реализации конкретных конституционных полномочий ВНС, установив именно в законе рассмотрение судьбоносных для страны решений. Третья задача — сформировать компактную структуру органов ВНС, четко определить полномочия председателя, функции президиума, чтобы они не пересекались с компетенцией собрания и не подменяли его. В законопроекте также закреплено, что, исходя из таких принципов деятельности ВНС, как народовластие и демократичность, собрание будет формироваться на паритетной основе. Одну часть будут составлять делегаты по должности: действующий Президент и Президент, прекративший исполнение своих полномочий, представители законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти. Всего 440 делегатов. Следующая часть — это представители местных советов депутатов: делегаты, избираемые областными советами депутатов из числа депутатов местных советов областного, базового и первичного уровня, депутаты Мингорсовета в полном составе. Норму представительства от местных советов депутатов определит ЦИК исходя из численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области. Максимально — 350 человек этой категории. Еще одна часть делегатов — представители гражданского общества. Они будут избираться высшими органами субъектов гражданского общества из числа членов с обеспечением представительства от каждой области и Минска. При этом право выдвижения кандидатов будут иметь организационные структуры каждого субъекта гражданского общества. Предлагается простой и справедливый принцип избрания — равное количество делегатов от каждого субъекта гражданского общества. Предельное число делегатов этой категории — 400 человек. Что касается определения, какие организации, общества и другие структуры будут считаться субъектами гражданского общества, то это будет прописано в другом законопроекте — об основах гражданского общества, который сейчас также подготовлен и будет внесен в Палату представителей. Закон о ВНС должен быть принят до 15 марта 2023 года, когда истекает год с момента вступления в силу обновленной Конституции. Проект закона обсудили у Президента, и он поручил обсудить его с максимально широкими слоями населения, в трудовых коллективах, с общественными объединениями для того, чтобы получить обратную связь, какие-то предложения или фактические замечания. После этого рассмотрит Палата представителей, потом Совет Республики. Записал Станислав БЕЛОУСОВ.