«Дерево с блином». Разбираемся, что за странный арт-объект стоит в центре города

«Всякий раз, когда иду по улице Ленинская мимо «Агропромбанка» в сторону аптеки, цепляю взглядом странный арт-объект: дерево и висящий на нем блин с остатками цифр, вероятно. Кто-то может сказать, зачем это дерево установлено именно в этом месте и какой в этом вообще смысл?»

Вопрос подписчицы, скажу честно, не эксклюзив, потому что периодически его приходится слышать. Лет десять назад, когда арт-объект установили, спрашивали об этом чаще. Сейчас — редко: местные люди к «блину» привыкли, а не местные его не всегда и заметят, потому что место хоть и в центре города, но как-то для архитектурной формы вообще не очень логичное: торец небольшого жилого дома, тумба с афишами, поворот на другую улицу, а напротив — центральная площадь. И, правда, зачем тут «дерево с блином»?..

Даже высокоинтеллектуальные люди не ответят на этот конкретный вопрос. Но наверняка пояснят, что это вовсе не блин, а часы. И часы не простые, не придуманные тем человеком, кто решил сделать этот арт-объект, а взятые «напрокат» с одной из самых известных и самых парадоксальных картин Сальвадора Дали «Ускользающее время» (или «Постоянство памяти»).  Взяты они в единственном экземпляре, хотя на картине растекающихся (мягких) часов — целых три экземпляра.

Они  — главный образ работы. Очевидно, такое их состояние объясняется не высокими температурами, а  попыткой передать в картине характер времени, относительность и замысловатость процесса. Сам Дали утверждал, что писал картину во время приступа мигрени. Поэтому к часам прилагается и аллегорическое изображение спящей головы как тоска по здоровому сну и намек на сложные образы, вызванные страданием от боли. Да уж, если она сильная, то и не такое привидится.

В картине, впрочем, собраны и другие  любимые для Дали символы: яйцо (жизнь), море (бессмертие)… — все в одном месте. Но с этими символами как-то все попроще.

Работа «Постоянство памяти» сразу привлекла пристальное внимание критики. Никакая другая картина не пережила столько попыток объяснить изображение и проанализировать содержание. Пожалуй, поэтому она и считается самой знаменитой картиной Сальвадора Дали. И именно поэтому вариаций на тему тающих часов дизайнерами всего мира создано немало.  Одна из них — мягкие (плавленые, жидкие) часы, выпускаемые как в настольном, так и в настенном варианте и напоминающие блин. Такие часы в качестве оригинального подарка пользуются популярностью, потому что действительно будоражат сознание и заставляют погрузиться в рассуждения о скоротечности времени, его непостоянстве, незаметности…

Местная архитектурная форма — также дань необычному образу, созданному Дали. И даже не одному образу! У картины «Постоянство памяти» было же еще и продолжение — картина «Дезинтеграция постоянства памяти», написанная в 1952–1954 годах. Дали преобразовал в ней свое знаменитое «Постоянство памяти» в духе «ядерного мистицизма». Мягкие циферблаты на картине тихо распадаются, окружающий их мир разрезан на правильные блоки, а воду художник заставляет висеть на ветке, подобно пленке. Над ней и возвышаются еще одни стекающие часы, похожие на те, что мы видим на улице нашего города.

Видим и вспоминаем (если знали) о том, что Дали известен не только как художник, но и как в некотором роде скульптор, создатель коллекции бронзовых скульптур. Среди них —  «Благородство времени», скульптурный эквивалент картины «Постоянство памяти». Скульптуру можно увидеть в Княжестве Андорра, расположенном в Пиренейских горах между Испанией и Францией.

Дали сам создал оригинальные макеты и проекты, отлитые в бронзе еще при жизни художника. Все скульптуры отливались на известных международных литейных заводах Европы с использованием техники восковой модели.

Обе картины известного художника и скульптура для кого-то, я думаю, покажутся странными, но они оказывают, тем не менее, некое завораживающее действие даже на тех, кто не является почитателем творчества Дали. Есть в них что-то притягательное и загадочное, согласитесь.

Пытались ли в нашем городе в этой связи повторить один из мотивов полотен знаменитого художника, я не знаю. Как не могу знать и других причин появления данной инсталляции. Но, возможно, они есть,  потому что, пройдясь уже специально к дереву, я почему-то впервые акцентировала внимание на том, что буквально напротив, на центральной площади, установлены солнечные часы, а на здании дворца культуры — настоящие,  указавшие мне  (словно специально) на правильное время. Так что вдруг все сложилось в некий пазл: «место часов» будто образовалось. Стихийно или продуманно, решайте сами. Если бы где-то еще стояли часы песочные, то и говорить было  бы не о чем. А пока так…

Елена  ШАНТЫКО.

P.S. К слову, история с мягкими часами не завершилась на двух картинах: я узнала, что у Дали есть еще «Мягкие часы в момент первого взрыва» (1954 г.). Это своего рода продолжение диалога художника с самим собой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *