Если вам позвонили из “банка”… или история о том, как нас обманывают

Под умелым психологическим воздействием люди нередко становятся жертвами интернет-мошенников.

За 8 месяцев текущего года на территории Пуховичского района зарегистрировано 60 фактов интернет-мошенничества.  Это на 9 случаев меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И все же количество таких преступлений остается немалое.  К тому же, не все потерпевшие сообщают в милицию из-за стыда, что попались на уловки мошенников, или считая, что деньги потеряны безвозвратно. Подавляющее большинство этих преступлений относится к статье 212 Уголовного кодекса Республики Беларусь  «Хищение имущества путем модификации компьютерной информации».

Снимок носит иллюстративный характер.

Я сам недавно получил такой  звонок.  Твердый  мужской голос назвал имя какого-то человека и спросил, не является ли он моим родственником. Я ответил отрицательно. На мой вопрос, кто со мной говорит, он представился сотрудником службы безопасности банка и сообщил, что какой-то

человек с доверенностью от меня оформляет кредит в банке. 

Помня часто передаваемое в СМИ  предупреждение о подобных

попытках  интернет-мошенников нажиться за чужой счет, я отключил телефон. Правда, затем пожалел об этом, так как интересно все же было узнать, какими  доводами звонивший собирался убедить меня сказать или  сделать то, что позволило бы ему снять денежные средства с моей банковской карточки.

За разъяснением методов, которые применяют интернет-мошенники, я обратился к старшему оперуполномоченному группы по противодействию киберпреступности криминальной милиции Пуховичского РОВД Николаю Радюку:

— Звонки от так называемых «сотрудников банка» поступают   гражданам довольно часто. Такие факты находятся на слуху, однако еще нередко злоумышленникам удается  вступить в разговор с неосведомленными гражданами и добиться своего.

Данный вид интернет-мошенничества называется  «вишинг», когда злоумышленники с использованием телефонной коммуникации применяют методы психологического воздействия на поведение человека, представляясь при этом  должностными лицами («сотрудник банка», «сотрудник милиции» и т.д.), а также используют различные приемы убеждения собеседника в достоверности сказанного ему.  Таким образом под различными предлогами выманивают у держателя банковской карты конфиденциальную информацию или убеждают его совершить  определенные действия со своей банковской картой.

И так, рассмотрим ситуацию, когда  на мобильный телефон поступает звонок с неизвестным для вас абонентским номером в мессенджере Viber. Звонивший представляется «заместителем начальника службы безопасности банка» и называет вымышленную фамилию. Далее сообщает, что какой-то гражданин буквально несколько минут назад осуществил заявку на кредит по вашим паспортным данным. Вы, естественно, отвечаете, что такого не может быть. Однако «сотрудник банка» с использованием психологических методов будет пытаться давить на вас и принуждать принимать решения максимально быстро. В результате некоторые граждане, растерявшись в неожиданной ситуации и боясь потерять собственные сбережения, начинают следовать указаниям звонившего.

«Сотрудник банка» поясняет, что для отмены заявки на кредит необходимо продиктовать несколько пришедших на мобильный телефон СМС-кодов, на что некоторые по незнанию того, что этого нельзя делать, соглашаются.

Каждый из диалогов с такими   «сотрудниками» может развиваться по-разному, но, как правило, звонивший обладает минимальной информацией о человеке, до которого дозвонился, а более детальные сведения узнает в ходе общения. Например, просит подтвердить вашу личность и продиктовать паспортные данные, после чего, завладев ими, заходят на сайт вашего банка, чтобы осуществить вход в учетную запись Интернет-банкинга. При этом им необходим секретный код, который банк отправляет вам на мобильный телефон с пометкой, что возможно мошенничество. Однако зачастую данное предупреждение банка игнорируется, и код сообщается злоумышленнику. Зайдя в учетную запись вашего Интернет-банкинга, он может осуществить перевод денежных средств или оставить заявку на кредит, а после ее рассмотрения  совершить хищение.

На этом «спектакль» может не закончиться, и мошенник отправит вам в мессенджере Viber ссылку, переход по которой и подтверждение доступа позволит ему завладеть вашей учетной записью и использовать ее в собственных целях, продолжая осуществлять телефонные звонки другим гражданам с целью хищения их денежных средств.

Зачастую, когда граждане  высказывают сомнение, что ведут разговор с «сотрудником банка», разговор для убедительности переключается на «сотрудника милиции». Тот, в свою очередь, представившись офицером высокого ранга, сообщает, что его отдел задержал злоумышленника, который по поддельной доверенности в одном из отделений банка пытался оформить кредит на ваше имя. Также предупреждает об ответственности по вымышленной статье Уголовного кодекса Республики Беларусь  о неразглашении сведений и рекомендует разговор оставить в тайне (после чего некоторые граждане обращаются в милицию только спустя несколько дней после совершенного хищения их денежных средств).

Пообщавшись с «сотрудником милиции», человек понимает, что ситуация, по всей видимости, серьезная и необходимо следовать указаниям звонившего. После этого в диалог вновь вступает «сотрудник банка», который говорит о необходимости применить программу для защиты от интернет-мошенничеств, и под этим предлогом на ваш мобильный телефон  устанавливается приложение удаленного доступа (AnyDesk, TeamViewer и другие). Завладев нужным кодом, лжебанкир получает доступ к управлению вашим мобильным телефоном и возможность зайти в приложение Интернет-банкинг для осуществления перевода денежных средств на его банковскую карту.

Популярный метод злоумышленников — напугать жертву. Сценарии простые: «с вашей картой происходят мошеннические транзакции»; «со счета уже списаны деньги и спасти их можно в считанные минуты»; «от вашего имени направлена заявка на кредит, нужно срочно ее отменить!»; «на ваш счет ошибочно зачислен перевод, его нужно вернуть».

Вариантов общения  со  своими  потенциальными  жертвами у   интернет-мошенников много, а цель одна — совершить хищение денежных средств с банковских карт.

ЧТОБЫ  НЕ  СТАТЬ  ЖЕРТВОЙ КИБЕРПРЕСТУПНИКОВ, СЛЕДУЕТ  ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ  СЛЕДУЮЩИХ  ПРАВИЛ:

Всегда стоит помнить о том, что настоящий специалист или сотрудник банка никогда и ни в каких случаях не будет запрашивать у клиента конфиденциальную информацию посредством мессенджеров.

В случае возникновения подозрения, что с вами разговаривает злоумышленник, необходимо прекратить разговор, а для уточнения вопросов, возникших с вашей банковской картой или банковским счетом, самостоятельно перезвонить по номеру «горячей линии» банка, указанному на его официальном интернет-сайте или банковской карте, или обратиться в ближайшее отделение банка.

Никому и никогда не сообщайте подробную информацию о своей банковской карте, а именно: номер карты,  PIN-код,  кодовое слово, CVV (3 цифры с обратной стороны карты),  SMS-код,  полученный  от банка.

Если информация о карточке хранится на смартфоне или планшете, не следует читать сообщения, пришедшие с неизвестных номеров, и ни в коем случае не открывайте ссылки на них.

В социальных сетях подключите услугу дополнительной защиты «двухфакторная аутентификация», которая представляет собой отправку кода на ваш мобильный телефон, который в дальнейшем необходимо прописывать в соответствующую графу.

При использовании известных вам сайтов обращайте внимание на их внешний вид: возможно, вы зашли на поддельную их  копию.

Вводите личную информацию только на веб-сайтах, работающих с использованием защищенных протоколов.

Не используйте одинаковые логины и пароли на разных сайтах, слишком легкие пароли, либо те, о которых можно легко догадаться.

Остерегайтесь неожиданных или  необычных электронных сообщений. Даже если вам знаком отправитель, никогда не открывайте вложения и не переходите по ссылкам в таких сообщениях.

С осторожностью относитесь к письмам, в которых запрашиваются данные счетов. Никогда не отправляйте финансовую  информацию по  незащищенным   Интернет-каналам.

При поступлении сообщений от знакомых, содержащих побуждение к осуществлению финансовых транзакций либо передаче финансовых реквизитов, обязательно необходимо проверить данную информацию с использованием других каналов связи  (личная встреча, телефонный звонок, Viber, Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram), либо, в крайнем случае, идентифицируйте личность собеседника путем контрольных вопросов, ответы на которые не могут быть известны третьим лицам.

Способов хищения денежных средств с банковских карт много, а потому гражданам  необходимо  всегда проявлять бдительность.

Записал  Андрей  МАЗАНИК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *