Талька и ее окрестности. Фоторепортаж

Даже короткими осенними днями иногда хочется отправиться в небольшое путешествие. И почему бы в таком случае не съездить в Тальку, не побродить по ее окрестностям?

Если учесть, что Талька возникла как железнодорожная станция, именно связанные с этой темой объекты и являются ее изюминкой.

Свою историю населенный пункт начинает в 1873 году, когда была построена Либаво-Роменская железная дорога. Талька — станция на этой дороге, уже тогда способная принять несколько составов, обеспечить провозы водой и топливом, развести поезда и так далее. Согласно переписи 1897 года тут располагалось два поселения: железнодорожная станция Талька (4 двора, 40 человек) и посад при ней( 15 дворов, 69 жителей, лавка).

В Тальке сохранилось несколько строений, связанных с ее железнодорожной историей. Их ни с чем не перепутаешь — построены в едином архитектурном стиле из красного кирпича.

Ближе к железнодорожному мосту через реку Таль расположен комплекс из двух служебных зданий, построенных в период конца XIX – начала XX века. Рядом с ними сохранился фундамент от водокачки, которая когда-то подавала воду паровозам. К сожалению, сейчас этот объект превратился в свалку.

Ныне действующий железнодорожный вокзал — в центре деревни. Это здание современное. Но рядом с ним расположены оригинальные строения. Во-первых, это погреб, над входом в который значится дата «1913 год». Говорят, внутри основательные подвальные помещения. Во-вторых, двухэтажный деревянный дом — бывшее общежитие для путейцев. И в разных источниках его возраст определяется по-разному: где-то пишут, что дому больше 100 лет, где-то — что построен в 1945 году. Но это и не важно: он, однозначно, очень старый, и такого в нашем районе точно больше нет.

Чуть дальше за деревянным домом сохранилось здание бывшей железнодорожной казармы. Оно тоже из красного кирпича. Железная дорога изначально была структурой военизированной, и, как у военных, у железнодорожников были свои казармы.

Показательно, что в железнодорожных строениях с вековой историей и сейчас живут люди.

На железнодорожной станции расположена братская могила советских воинов и партизан. На постаменте — преклонивший колено солдат. На мемориальной табличке — имена погибших героев. И тут тоже есть особенность: на мемориальной доске значится имя Хамита Хабирова, который в бою за Тальку 30 июня 1944 года не погиб: он выжил и дошел до Кенигсберга.

Хамит Хабиров в 1943 году стал командиром машины СУ-122, 354-го самоходного артполка, 1-го Белорусского фронта. Участвовал в Белорусской наступательной операции «Багратион». О мужестве Хамита Хабирова и его экипажа свидетельствуют записи в наградном листе: «При выполнении боевых заданий т. Хабиров проявил себя исключительно мужественным и храбрым. 30.06.44 г. в боях за д. Талька т. Хабиров обеспечил продвижение наших танков и удерживал очень важный рубеж до подхода нашей пехоты, в результате чего была взята д. Талька. Несмотря на то, что установка т. Хабирова подожжена и экипаж был ранен, в том числе и Хабиров, установка продолжала уничтожать противника. Установка т. Хабирова уничтожила самоходное орудие «Фердинанд», до роты автоматчиков, склады с боеприпасами и ГСМ и 3 пулеметные точки…». Все это происходило в районе железнодорожной станции.

Рядом могила партизана, гражданина Чехословакии Вильяма Гомулы (1924- 1944) , который воевал в отряде «Градова».

Талька — она разная. Есть Талька Якуба Коласа, Талька еврейская. Это все разные истории, и в то же время одна.

Из Тальки можно отправиться в сторону Теребут и Орешкович. И тут главная достопримечательность — Свислочь. Ну, очень много красивых речных пейзажей в этих места. Есть и настоящее место паломничества — освященный родник «Кипячка» на берегу Свислочи.

И любителям романтичных «заброшек» в этих местах тоже есть чем глаз порадовать. Одно такое здание находится возле деревни Теребуты, второе — рядом с лагерем «Лесная сказка». Все очень атмосферно. Но любителям таких прогулок в первую очередь следует думать не о романтике, а о БЕЗОПАСНОСТИ!

Текст: Наталья ПАРХОМЧИК.

Фото: Станислав БЕЛОУСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *