Всебелорусское народное собрание

Народовластие в своем высшем проявлении – это власть не от имени народа, а власть самого народа. Важнейшие вопросы не только политической, но и экономической жизни страны решаются всенародно – путем выборов, референдумов и всебелорусских собраний, а также с участием народно избранных представителей.

Фото: БЕЛТА.

Статья 3 Конституции, которая провозглашает народ единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь, существенно расширила поле влияния граждан и их представителей в органах власти на процесс принятия важных государственных решений.

Важной формой участия граждан в управлении государством явилось Всебелорусское народное собрание (ВНС), деятельность которого реализует практику исторической преемственности, так как их истоки берут свое начало в функционировании Полоцкого княжества. Поэтому обращение белорусских властей к гражданам в особо тревожные и судьбоносные моменты за советом свидетельствует о признании государством народа в качестве основного субъекта политического процесса.

ВСН проводится в Беларуси с 1996 г. и на сегодняшний день состоялось 6 таких собраний; крайнее – 11-12 февраля 2021 года.

Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в Конституцию Республики Беларусь по результатам республиканского референдума 27 февраля 2022 года, ВСН стало конституционным органом.

В результате ВСН – высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие.

Компетенция ВСН определена Конституцией Республики Беларусь (Глава 31 статьи 891, 892, 893, 894, 895) и Законом Республики Беларусь от 7 февраля 2023 года «О Всебелорусском народном собрании».

Делегатами Всебелорусского народного собрания являются:

Президент Республики Беларусь;

Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки;

представители законодательной, исполнительной и судебной власти;

представители местных Советов депутатов;

представители гражданского общества.

Представители местных Советов депутатов и гражданского общества на Всебелорусское народное собрание избираются от каждой области и города Минска в порядке, определяемом законом.

ВСН наделено правом утверждать:

— основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности;

— программы социально-экономического развития Республики Беларусь;

— заслушивать Премьер-министра о выполнении программ социально-экономического развития Республики Беларусь.

ВСН также:

— предлагает изменения и дополнения в Конституцию;

— предлагает проведение республиканских референдумов;

— вправе рассматривать вопрос о легитимности выборов;

— принимает решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления;

— вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по этим вопросам; введение чрезвычайного или военного положения рассматривается ВСН по инициативе Президиума ВСН или Совета Республики;

по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом ВСН:

а) избирает Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;

б) избирает Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;

в) избирает Председателя и членов Центральной избирательной комиссии и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;

— по предложению Президента принимает решение о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности;

— устанавливает государственные праздники и праздничные дни;

— награждает Президента государственными наградами, а также предлагает лиц для награждения государственными наградами;

— дает обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам, получает информацию от государственных органов и должностных лиц, осуществляет иные установленные Конституцией и законом полномочия, необходимые для реализации возложенных на него конституционных функций.

Решения ВСН являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.

ВСН наделено правом законодательной инициативы.

В контексте особенностей выборов в Беларуси в 2024 году – формирование состава ВСН, которое, как было указано выше, по итогам референдума обрело в Беларуси конституционный статус.

В Конституции заложено, что после единого дня голосования не позднее чем через 60 дней должно состояться первое заседание ВСН.

Таким образом, возможный день для начала работы заседания ВНС – это 25 апреля 2024 года.

Основные организационные положения

Срок полномочий ВСН – пять лет.

Предельная численность делегатов ВСН составляет 1200 человек.

Заседания ВСН проводятся не реже одного раза в год.

Делегат ВСН принимает участие в работе ВСН без отрыва от трудовой (служебной) деятельности.

ВСН может быть созвано на внеочередное заседание по инициативе Президента, Президиума ВСН, обеих палат Национального собрания (совместным решением), а также по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Коллегиальным органом, обеспечивающим в порядке, установленном законом, оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию ВСН, является Президиум.

Председатель ВСН, его заместители и иные члены Президиума избираются ВСН тайным голосованием.

Регулярные, свободные, справедливые выборы в высшие органы власти являются необходимым условием демократии. Они предоставляют гражданам, стремящимся к власти, возможность стать депутатами местных Советов, Национального собрания, ВСН или, даже Президентом Республики Беларусь.

Граждане, выступающие в роли избирателей, в период выборов активно вовлекаются в политическую жизнь страны, наблюдают за политическими событиями, участвуют в обсуждении актуальных политических проблем, решают, кому из кандидатов на выборные должности доверить представлять их интересы в процессе выработки и реализации государственной политики.

Рассмотренные положения реализуются в нашей стране, поэтому можно уверенно утверждать и еще раз напомнить, что белорусское государство создает все необходимые условия для проведения справедливых, равных и демократических выборов, что обеспечивает приход к власти достойных людей, избранных большинством населения страны и пользующихся всенародным доверием и поддержкой.

Прокурор Пуховичского района Дмитрий Лугин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *