Закон и правопорядок Общество Всебелорусское народное собрание 26.01.2024 99 Redactor Комментариев нет Народовластие в своем высшем проявлении – это власть не от имени народа, а власть самого народа. Важнейшие вопросы не только политической, но и экономической жизни страны решаются всенародно – путем выборов, референдумов и всебелорусских собраний, а также с участием народно избранных представителей. Фото: БЕЛТА. Статья 3 Конституции, которая провозглашает народ единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь, существенно расширила поле влияния граждан и их представителей в органах власти на процесс принятия важных государственных решений. Важной формой участия граждан в управлении государством явилось Всебелорусское народное собрание (ВНС), деятельность которого реализует практику исторической преемственности, так как их истоки берут свое начало в функционировании Полоцкого княжества. Поэтому обращение белорусских властей к гражданам в особо тревожные и судьбоносные моменты за советом свидетельствует о признании государством народа в качестве основного субъекта политического процесса. ВСН проводится в Беларуси с 1996 г. и на сегодняшний день состоялось 6 таких собраний; крайнее – 11-12 февраля 2021 года. Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в Конституцию Республики Беларусь по результатам республиканского референдума 27 февраля 2022 года, ВСН стало конституционным органом. В результате ВСН – высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие. Компетенция ВСН определена Конституцией Республики Беларусь (Глава 31 статьи 891, 892, 893, 894, 895) и Законом Республики Беларусь от 7 февраля 2023 года «О Всебелорусском народном собрании». Делегатами Всебелорусского народного собрания являются: Президент Республики Беларусь; Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки; представители законодательной, исполнительной и судебной власти; представители местных Советов депутатов; представители гражданского общества. Представители местных Советов депутатов и гражданского общества на Всебелорусское народное собрание избираются от каждой области и города Минска в порядке, определяемом законом. ВСН наделено правом утверждать: — основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности; — программы социально-экономического развития Республики Беларусь; — заслушивать Премьер-министра о выполнении программ социально-экономического развития Республики Беларусь. ВСН также: — предлагает изменения и дополнения в Конституцию; — предлагает проведение республиканских референдумов; — вправе рассматривать вопрос о легитимности выборов; — принимает решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления; — вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по этим вопросам; введение чрезвычайного или военного положения рассматривается ВСН по инициативе Президиума ВСН или Совета Республики; по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом ВСН: а) избирает Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; б) избирает Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; в) избирает Председателя и членов Центральной избирательной комиссии и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; — по предложению Президента принимает решение о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности; — устанавливает государственные праздники и праздничные дни; — награждает Президента государственными наградами, а также предлагает лиц для награждения государственными наградами; — дает обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам, получает информацию от государственных органов и должностных лиц, осуществляет иные установленные Конституцией и законом полномочия, необходимые для реализации возложенных на него конституционных функций. Решения ВСН являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов. ВСН наделено правом законодательной инициативы. В контексте особенностей выборов в Беларуси в 2024 году – формирование состава ВСН, которое, как было указано выше, по итогам референдума обрело в Беларуси конституционный статус. В Конституции заложено, что после единого дня голосования не позднее чем через 60 дней должно состояться первое заседание ВСН. Таким образом, возможный день для начала работы заседания ВНС – это 25 апреля 2024 года. Основные организационные положения Срок полномочий ВСН – пять лет. Предельная численность делегатов ВСН составляет 1200 человек. Заседания ВСН проводятся не реже одного раза в год. Делегат ВСН принимает участие в работе ВСН без отрыва от трудовой (служебной) деятельности. ВСН может быть созвано на внеочередное заседание по инициативе Президента, Президиума ВСН, обеих палат Национального собрания (совместным решением), а также по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Коллегиальным органом, обеспечивающим в порядке, установленном законом, оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию ВСН, является Президиум. Председатель ВСН, его заместители и иные члены Президиума избираются ВСН тайным голосованием. Регулярные, свободные, справедливые выборы в высшие органы власти являются необходимым условием демократии. Они предоставляют гражданам, стремящимся к власти, возможность стать депутатами местных Советов, Национального собрания, ВСН или, даже Президентом Республики Беларусь. Граждане, выступающие в роли избирателей, в период выборов активно вовлекаются в политическую жизнь страны, наблюдают за политическими событиями, участвуют в обсуждении актуальных политических проблем, решают, кому из кандидатов на выборные должности доверить представлять их интересы в процессе выработки и реализации государственной политики. Рассмотренные положения реализуются в нашей стране, поэтому можно уверенно утверждать и еще раз напомнить, что белорусское государство создает все необходимые условия для проведения справедливых, равных и демократических выборов, что обеспечивает приход к власти достойных людей, избранных большинством населения страны и пользующихся всенародным доверием и поддержкой. Прокурор Пуховичского района Дмитрий Лугин